Асфальтовый бетон (асфальтобетон) — искусственный строительный материал, получаемый в результате
отвердевания уплотненной асфальтобетонной массы, состоящей из рационально подобранных по качеству и
количеству и тщательно перемешанных компонентов: щебня (гравия), песка, минерального порошка и
битума. Асфальтобетон без крупного заполнителя (щебня) называют песчаным асфальтом или асфальтовым
раствором.
Асфальтобетоны и растворы являются разновидностями искусственных строительных конгломератов,
располагаются в единой классификации ИСК и относятся к группе безобжиговых материалов, получаемых на
основе органических вяжущих веществ. Они в современном строительстве занимают одно из ведущих мест,
поскольку являются важнейшими материалами для устройства дорожных и аэродромных покрытий, ирригационных
каналов, плоских кровель, гидротехнических сооружений, штучных изделий.
К основным классификационным признакам асфальтобетонов относятся разновидность крупного заполнителя,
вязкость битумов, размеры зерен щебня или гравия, структурные параметры, производственное назначение.
В зависимости от вида крупного заполнителя асфальтобетоны разделяют на щебеночные, состоящие из щебня, песка,
минерального порошка и битума; гравийные, в состав которых входят гравий, песок или гравийно-песчаный материал,
минеральный порошок и битум; песчаные — асфальтобетоны, в которых отсутствует крупный заполнитель (щебень или
гравий).
По вязкости применяемого битума и'по температуре укладки асфальтобетонной массы в конструктивный слой
они подразделяются на горячие укладываемые при температуре не ниже 120°С; теплые, получаемые на основе
вязких, но более мягких битумов или жидких битумов. Их укладывают в дорожные покрытия при температуре не
ниже 70°С; холодные, приготавливаемые на жидких битумах марок МГ, СГ или битумных эмульсиях и укладываемые
при температуре окружающего воздуха, но не ниже 5°С.
По наибольшему размеру зерен щебня или гравия горячие и теплые асфальтобетоны разделяют на
крупнозернистые — наибольший размер зерен до 40 мм; мелкозернистые — до 20 мм; песчанные — с
наибольшим размером зерен до 5 мм (иногда 3 мм). Холодные асфальтобетоны могут быть только мелкозернистыми
или песчаными. Кроме того, горячие и теплые асфальтобетоны в зависимости от использования их в дорожной
конструкции разделяют на плотные — для верхних слоев покрытия дорог с остаточной пористостью от 2 до 7%;
пористые — для нижнего слоя и оснований дорожных покрытий, с остаточной пористостью от 7 до 12% по массе,
высокопористые — с пористостью 12 ... 18%.
Плотные дорожные асфальтобетоны {горячие и холодные) в зависимости от количественного содержания в них
крупного или мелкого заполнителя подразделяют на пять типов: А, Б, В, Г, Д. Так, например, тип А
содержит 50 ... 65% щебня; тип Б — 35 ... 50% щебня или гравия; тип В — 20 ... 35% щебня или гравия. Кроме того,
плотные горячие и теплые асфальтобетоны подразделяют на три марки — I, II, III в зависимости от качественных
показателей.
По производственному назначению различают асфальтобетоны дорожные, аэродромные, гидротехнические, для
плоской кровли и полов. По технологическим признакам асфальтобетонной массы в процессе ее укладки и уплотнения
асфальтобетоны и растворы разделяют на жесткие, пластичные и литые. Для уплотнения жестких и пластичных масс
применяют тяжелые и средние катки. Литую асфальтобетонную массу часто уплотняют специальными валками, легким
катком или вовсе не уплотняют.
|